Нейродинамический подход в проектировании детских площадок
Главная ценность игровой площадки для ребенка – палитра ощущений, которую он может на ней почувствовать. Выбирая разнообразные активности на детской площадке, ребенок восполняет дефицит необходимого ему сенсомоторного опыта.
Поэтому крайне важно обеспечить дворовые пространства города полноценным для развития физических и когнитивных функций оборудованием. Причем сделать его интересным. Побуждающим к движению, решению задач и включению логического мышления.
Нейродинамический подход может кардинально изменить сегодняшнее отношение к детским площадкам – и жизнь города в целом.
Суть нейродинамического подхода заключается в том, чтобы вернуть на детские площадки функционал, необходимый для гармоничного развития мозга ребенка.
Раньше, когда не было гаджетов и телевизоров дети больше времени проводили на улице и придумывали сами себе развлечение – прыгали через овраги, влезали на деревья, скатывались с горы на куске картона. Мозг постоянно изобретал задачи, рисковал, работал.
А сейчас в большинстве своем во дворе абсолютно безопасные горки и тщательно продуманные алгоритмы.
Проблема современных детей – острый недостаток разнообразной физической активности. Особенно отчетливо последствия недостатка движения неврологи зарегистрировали летом 2020 г, по завершению весеннего карантина, который буквально обездвижил население крупных городов.
Архитекторы в процессе проектирования площадок подходят к подбору оборудования с учетом нейродинамики и детской психологии ,создавая пространство ,живую среду, которой будут рады не только дети, но и взрослые.
Проектируя детские пространства, мы не просто меняем отдельный участок города и двора - мы закладываем принцип формирования новой комфортной среды. Помогаем ребенку с самоопределением в городе - искусственно созданной среде, где он испытывает дефицит сенсомоторного развития.
При подборе оборудования мы акцентируемся на 5 основных систем:
- Вестибулярная система
- Тактильная система
- Проприоцептивная система
- Слуховая система
- Зрительная система
СИСТЕМА | КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НУЖНО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ |
ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА Мы живем в условиях гравитации, поэтому это самая главная система для развития нашего мозга. Вестибулярный аппарат регистрирует на быстрые перемещения в пространстве с ускорением, необходима для управления телом, глазами, эмоциями. Полукружные каналы и оттолитовый аппарат, которые располагаются во внутреннем ухе – очень важная часть вестибулярной системы. Мозг испытывает потребность в вестибулярной стимуляции – этим объяснятся любовь детей к качелям, каруселям, горкам. Полукружные каналы Полукружные каналы реагируют на угловое ускорение головы – когда она вращается одна или вместе с телом, а также когда движения тела меняют направление. Полукружные каналы важны для поддержания равновесия и для развития навыков чтения, письма, а также речи. Отолитовые органы Отолитовые органы реагируют на гравитацию и линейное ускорение головы (вверх-вниз, вперед-назад). Благодаря этому мы ориентируемся в пространстве. В младенческом и раннем возрасте ребенка отолитовая функция важна для моторного развития и далее помогает освоить чтение, письмо, математику |
Полукружные каналы Карусели, карусель-чаша, карусель-вертушка, карусель-качель, горки со спиральным скатом, поворотные закрытые горки, качалки на пружине, качели (гнездо) Вращение вокруг совей оси на «качелях-гнезде» 360 гр. поможет прокачать больше зон вестибулярного аппарата ,чем качели вперед-назад, ккачели-памперс, качели без спинки Отолитовые органы Встраиваемый батут ( линейные движения вверх-вниз), качели-маятник, карусели-качели, качели-платформы, тарзанка, горка с прямым скатом, качели-балансир, прямая горка, рельсовый спуск, |
ТАКТИЛЬНАЯ СИСТЕМА Проблема современных детей в том, что они перегружены визуальной информацией и испытывают острый дефицит тактильной. Через воздействие на осязательные рецепторы мы ощущаем особенности рельефа, фактуры, мягкость, упругость, жесткость, остроту, температуру или вибрации. На игровой площадке у детей должна быть возможность их получить в достаточном для гармоничного развития объеме – через различные текстуры, материалы и поверхности Тактильная система работает в одной связке с вестибулярным аппаратом. |
Панель-скульптор, роликовая горка, тоннель, вода, песочницы с разными видами песка и мелкими речными камушками, лабиринты, стены для рисования, тоннели, холмы, геопластика, материалы разной структуры – дерево, металл, пластик |
ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА Проприоцепция – это ощущение собственного тела. Она отвечает за информацию, которая поступает при любом движении через нервные окончания в мышцах, суставах и связках в наш мозг. Без такой способности человек бы не мог выполнять координированных движений с закрытыми глазами. |
Узкие отверстия, тоннели, через которые нужно протискиваться с усилием, снаряды ,которые нужно раскрутить. Сдвинуть ,потянуть, дорожка из колец для подтягивания и перехватывания, тренажер с поручнями для тренировки ходьбы по неровной поверхности, тренажеры для преодоления , уличные музыкальные инструменты, музыкальная площадка |
СЛУХОВАЯ СИСТЕМА Одна из важных функций слуховой системы— это способность к локализации звука, то есть не только уметь слышать звук, но и определять его источник. Ведь она формирует слуховое внимание, ключевое для обучения. Стимулировать эту способность помогают игры на детской площадке, когда дети прячутся или зовут друг друга,—в этот момент ребенок опирается только на слух для того, чтобы определить, с какой стороны его позвали. Экспериментируя со звуком ребенок тренирует связь между слухом и голосом, которая является необходимым условием речевого развития. |
Уличные музыкальные инструменты (ксилофоны, барабаны), музыкальный столб, переговорные трубы, эхо трубы, дорожка из звуковых подушек (степ платформы) |
ЗРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Развитие зрительной системы во многом зависит от вестибулярной, проприоцептивной и тактильной систем—работая вместе, они закладывают основу для таких важных навыков, как конструирование, чтение, рисование, письмо. Чем разнообразнее будет визуальный опыт ребенка в трехмерном пространстве, тем легче ему будет читать и писать в школе. Только на улице во время подвижных игр ребенок развивает свои зрительные способности в полной мере. Чтобы ребенку легко было писать, читать, раскрашивать, мозг должен уметь обрабатывать зрительную информацию о движущихся в пространстве объектах. |
Все игры с мячом, настольный теннис, бадминтон, летающие тарелки и бумеранги Мячи подвесы для отбивания. Игровые панели, механический пинбол, оптические иллюзии (вращающееся колесо с черно-белыми полосками) – упражнение для детей , которых укачивает в машине. Связь вестибулярной и зрительной системы. |